среда, 2 ноября 2016 г.

Как благочестивая жена должна служить своему мужу? Советы от Драупади

   Об этом мы постараемся узнать  из беседы двух великих женщин - Драупади (жены Пандавов) и Сатьябхамы (третьей супруги Господа Кришны), которая описана в «Махабхарате». Но кто же такая Драупади?
   Настоящее имя Драупади - «Кришнаа». Драупади является не именем, а отчеством, означающим «дочь Драупады». По отцу её звали Драупади и Ягьясени, по деду - Пришата, по названию её родной страны - Панчали. Другие её имена - Саириндхри - «служанка царицы Вираты», Панчами - «имеющая пятерых мужей», и Нитья-ювани «вечно юная».
   О её красоте люди перешептывались: «О, какая изысканная красота! Изумительно! Её лицо цветом напоминает лепестки голубого лотоса! Густые волосы струятся как океанские волны, а большие, очаровательные глаза излучают мудрость! Она, с её безупречно красивым лицом и прелестной фигурой, подобна скульптуре, изваянной лучшим из мастеров. О, как она высока и стройна, какую красивую форму имеет её грудь, как тонка её талия, как округлы и упруги её бедра! Пальцы её рук и стоп напоминают лепестки цветка чампака, ладони и стопы подобны розовым лотосам, зубы – жемчужинам, ногти – лунам, а улыбка затмевает всполох молнии. Аромат, исходящий от неё, подобен благоуханию цветка лотоса и даже сбивает с толку пчёл».
   Даже листья деревьев перестали шелестеть; даже пламя жертвенного огня, казалось, застыло в воздухе. Возможно, само всемогущее Время остановилось в тот момент, когда появилась Кришна.  "...из самого алтаря родилась я - жемчужина цвета голубого лотоса, Ягьясени". Драупади родилась чудесным образом из жертвенного огня на алтаре, и её небесным отцом является бог Агни.
   Необычное рождение предвещает столь же необычное и замужество. Многомужество Драупади - это брак исключительной формы, редчайший брак. Великий мудрец Двайпаяна Вьяса разрешил все сомнения по поводу мужей Драупади, он поведал, что ещё в прежнем рождении Драупади ей предсказано было, что станет она женою пятерых братьев. И с благословения мудреца свадебный обряд совершен был пять раз, и так Драупади, царевна панчалов, стала общей женою Пандавов.

СКАЗАНИЕ О БЕСЕДЕ ДРАУПАДИ И САТЬЯБХАМЫ
(книга «Лесная» великой «Махабхараты» гл. 222 - 223)

   Беседа двух великих женщин - Драупади и Сатьябхамы. «Сатьябхама спросила: - «Драупади, я знаю, что ты способна управлять своими мужьями, могущественными и прекрасными, словно боги. Как тебе удаётся добиться того, что они так покорны и никогда не хотят расстраивать тебя? Является ли причиной тому следование обетам, совершение аскезы, чтение заклинаний или принятие каких-то снадобий? Или все дело в каких-то особых знаниях и обрядах, в использовании косметики или же просто в том, что ты молодо выглядишь? Пожалуйста, открой мне этот секрет, ибо я хочу, чтобы Кришна тоже всегда и во всем повиновался мне».
   Проговорив это, славная Сатьябхама умолкла.  А верная женскому долгу, достойная Драупади ей отвечала:

   Так, как ты говоришь, о Сатья, ведут себя лишь недостойные женщины. Зачем прославлять неправедный образ жизни? Такие вопросы и предположения недостойны тебя. Ведь ты - любимая супруга Кришны и славишься своей мудростью.  Если муж узнает, что супруга его прибегает к заговорам и снадобьям, он начинает бояться её, словно змеи, заползшей в дом. А разве может быть спокоен живущий в страхе и может ли быть счастлив тот, кто утратил покой? Женщинам ни в коем случае не следует подчинять себе мужа, используя заклинания. Враги таким образом насылают жесточайшие недуги: желая расправиться с жертвой, они под видом зелья или отвара из кореньев дают ей яд. Коснется человек языком или кожей данных ему порошков и вскоре неминуемо расстанется с жизнью. Из-за таких жен их супруги заболевают водянкой или проказой, становятся дряхлыми, немощными, глупыми, слепыми или глухими. Вероломные женщины, идя на поводу у греха, приносят горе своим мужьям.
   Никогда не следует жене причинять зло своему мужу! Услышь от меня, о достойная Сатьябхама, всю правду о том, как я держу себя с Пандавами, великими духом.

  • Отринув свое самолюбие, обуздав вожделение и гнев, я постоянно с преданностью прислуживаю им и другим их женам.
  • Я обуздываю ревность и с любовью в душе служу своим мужьям, не испытывая от этого чувства унижения.
  • Я всегда опасаюсь сказать в их присутствии что-нибудь безнравственное или не соответствующее истине, посмотреть, сесть или пройтись неподобающим образом.
  • Мои мужья — могущественные воины, наделенные громадной силой и доблестью, они сияют, словно солнце, и привлекательны, как луна; они способны уничтожить своих врагов, просто взглянув на них. Сердце моё, не расположено ни к каким другим мужчинам, сколь бы красивы, богаты или молоды они ни были, даже если это небожители или гандхарвы.
  • Пока супруг и слуги не поедят, не совершат омовения и не лягут, я никогда не стану есть и не лягу сама.
  • Когда мой супруг возвращается домой с поля, из леса или же из деревни, я приветствую его стоя, предлагаю ему воду и место, чтобы сесть. 
  • Пищу я подаю всегда вовремя, чисто приготовленной и в чистой посуде, я бережлива, расчетливо распоряжаюсь зерном, дом и вещи содержу в полном порядке и чистоте.
  • Я не следую примеру недостойных женщин, дающих волю словам, всегда веду себя так, как должно, никогда не ленюсь.
  • Я избегаю смеяться, когда никто не шутит, разве что в ответ на какую-либо шутку, стоять в ожидании в дверях, долго находиться в отхожем месте или в садах подле дома.
  • Я избегаю чрезмерного веселья и чрезмерного гнева, не делаю того, что может вызвать гнев.
  • Я всегда со всей искренностью и преданностью ублажаю своих супругов. 
  • Постоянно занимаясь служением мужьям, я никогда не желаю разлучаться с ними. Когда они покидают дом, чтобы навестить кого-то из родственников, я не украшаю себя цветами и ароматическими пастами, а также налагаю на себя аскезу.
  • Я не ем те блюда, которые не любят мои мужья, и не наслаждаюсь тем, что не нравится им.
  • Я всегда желаю им блага, ношу украшения и следую их наставлениям.
  • День и ночь я стараюсь, избегая какой бы то ни было праздности, исполнять все те обязанности, о которых мне рассказала свекровь, а именно: забочусь о родственниках, занимаюсь благотворительностью, поклоняюсь богам, ухаживаю за больными, готовлю пищу для предков и почетных гостей в особые дни, а также служу тем, кто заслуживает нашей заботы. 
  • Со смирением, соблюдая все предписания, я прислуживаю своим праведным, скромным и правдивым мужьям, словно они - ядовитые змеи, которых легко разозлить. Покоится на муже, по-моему, извечная дхарма женщины. Он - её бог и её путь, и нет для неё иного прибежища. Разве может жена идти наперекор своему мужу? Дорогая Сатьябхама, как результат моей воодушевленности, усердия и смирения, мужья теперь во всем покорны мне. 
  • Что касается еды, отдыха, украшений, я никогда не преступаю нормы моих супругов, всячески сдерживаю себя и не вступаю в пререкания со свекровью.
  • Мужей моих, о прекрасная, покорила моя заботливость, постоянное усердие и послушание наставникам.
  • Я обычно одна помогаю достойной Кунти, правдоречивой матери героев, при омовении, одевании и за едой. Я не стараюсь превзойти ее в одежде, украшениях или еде и никогда не спорю с Притхой, подобной (богине) Земле.

   В прошлом во дворце Юдхиштхиры ежедневно восемь тысяч брахманов вкушали яства с золотых блюд. Юдхиштхира содержал по тридцать прислужниц на каждого из восьмидесяти восьми тысяч снатаков, занятых при домашних жертвоприношениях. Кроме того, десять тысяч целомудренных яти получали на золотых подносах еду, приготовленную для них с особым тщанием. Всех этих брахманов, толкователей Вед, я почитала согласно заслугам, только для них беря из запасов питье, одежду, еду. Было у великого духом Каунтеи сто тысяч стройных, златокожих служанок; у каждой из них были браслеты из раковин, нити монет вокруг шеи и дорогие гирлянды; они кропили себя сандалом, украшали жемчугом и золотом и были искусны в танцах и пении. Я знала каждую из них по имени и в лицо, знала, что они едят и во что одеваются, что они сделали и чего не сделали.

   Кроме того, у Юдхиштхиры было сто тысяч служанок, которые угощали гостей. Когда Юдхиштхира жил в Индрапрастхе, его всегда сопровождали сто тысяч лошадей и сто тысяч слонов, — таковы были его богатства, когда он был правителем всей земли. Однако именно я определяла количество этих лошадей и слонов, различные правила, относящиеся к этим шествиям, а также выслушивала все связанные с ними жалобы. Да, я знала обо всем, что каждый сделал и чего он не сделал, будь это служанки во дворце, другие всевозможные слуги или даже пастухи царского стада. Только я знала, каковы доходы и расходы царя, а также все его состояние. К тому же, мужья поручили мне кормить всех тех, кто рассчитывал на их покровительство.

   День и ночь, жертвуя своими удобствами, я несла это тяжелое бремя, которое не способен нести злонамеренный человек, и при этом оставалась преданной своим мужьям. Пока мои супруги утверждали в государстве праведность, я в одиночку следила за казной, которая всегда была полна, словно корабль Варуны. Я служила мужьям день и ночь, терпеливо снося голод и жажду; таким образом, для меня перестала существовать разница между днем и ночью. Я просыпалась первой, а ложилась последней.

   Все, что я тебе только что перечислила, и является теми чарами, благодаря которым мои мужья так послушны мне. Я никогда не прибегала к хитростям порочных женщин; у меня никогда даже не возникало такого желания.

   Преклонив голову перед Драупади, Сатьябхама сказала:  "О, принцесса, пожалуйста, прости меня за то, что я чуть не приписала тебе эти качества. Наша беседа была шутливой, и я даже не подумала, что сказала".

   Драупади сказала:
Я не обижаюсь. Но все же позволь мне рассказать тебе, как привлечь сердце мужа, не прибегая к обману. Если тебе удастся сделать это, твоего мужа не будут интересовать другие женщины. Пойми, что во всех мирах, включая мир богов, для женщины не существует бога, равного ее мужу. Если он будет доволен тобой, то исполнит все твои желания; однако, если ты вызовешь его гнев, тогда можешь потерять даже то, что имела. От мужа жена получает детей, а также различные предметы наслаждения. Благодаря мужу ты можешь иметь прекрасные ложа и сидения, одежды, гирлянды, ароматические масла, славу и даже Небо. Однако невозможно обрести счастье, не прилагая усилий. Напротив, целомудренная женщина обретает счастье проходя через испытания и трудности. Поэтому...

  • Всегда сердечно и любовно почитай мужа принося ему постоянное удовлетворение.
  • Усаживай мужа на роскошные сидения, подноси ему прекрасные гирлянды и ароматические масла.
  • Быстро выполняй его просьбы, чтобы он, почувствовав, что ты по-настоящему любишь его, также был предан тебе. Он будет думать: «Я дорог ей», и все его чувства будут устремлены к тебе.
  • Услышишь голос входящего в дверь супруга - стой наготове; видишь, что он вошел,- спеши оказать ему почести: предложи сесть и подай воду для омовения ног.
  • Даже если муж просит сделать что-либо служанку, встань и сделай это сама. Пусть Кришна знает что ты искренне предана ему и поклоняешься ему от всего сердца. Тогда он скажет: «Она предана мне всей душой».
  • То, что твой супруг говорит при тебе, даже если это и не секрет, следует хранить в тайне: если одна из жен Васудевы расскажет ему о твоей болтливости, он будет недоволен тобой.
  • Ты должна стараться всегда, насколько это возможно, угощать тех, кто дорог и предан твоему мужу; всегда старайся сделать так, чтобы он был счастлив.
  • Сторонись тех, кто враждебно настроен по отношению к нему или хочет навредить ему, а также тех, кто привык обманывать.
  • В присутствии мужчин отбрось игривость; сдерживай свои чувства, сохраняя молчание.
  • Никогда не уединяйся ни с кем, даже со своими сыновьями.
  • Тебе следует общаться только с теми женщинами, которые чисты и имеют благородное происхождение. Тех же, которые капризны, ворчливы, прожорливы, греховны, склонны к воровству и одурманивающим напиткам, нужно избегать. 
  • Поступая благочестиво — ты заслужишь уважение к себе и обретешь удачу; такое поведение устраняет враждебность и ведет человека на Небеса. В дорогих гирляндах и украшениях, натерев своё тело душистой мазью, благоухая ароматами, ублажай своего супруга.

  КОММЕНТАРИИ
(Сергей Тимченко – «Принципы уважения в Ведической культуре»)

   Мужья не чаяли в ней жизни, они любили её, они исполняли, делали все для нее. Все пять мужей. Потому что она действовала совершенным образом. Во-первых, она вставала раньше, чем они — одно из таких косвенных уважений к мужу. Потому что говорится, что муж не должен видеть жену в потрепанном виде, со стоптанными волосами. Она вставала, она говорит: «Я встаю раньше, чем они. Я ложусь позже, чем они, потому что я выполняю обязанности. Потом, я никогда их не перебивала, тоже проявление уважения. Я пытаюсь предугадать их желания, делаю все наперед, до того, как они меня попросят» - это проявление уважения и любви одновременно.
   Также она говорит: «Когда приходят родственники, я приветствую их. Они старше». Говорится, что женщина, когда выходит замуж, Веды говорят, что её родителями становятся уже родители мужа. Поэтому это её основная обязанность — слушаться и любить родителей мужа, даже если это бывает иногда нелегко. Но когда она таким образом себя ведет, то не только муж её будет любить, она получает также огромную защиту и защиту также свыше, защиту Вселенских Сил. И в том множестве, у нее будет благочестивое потомство и так далее.
   Она говорит, что «я никогда не ем, если я не накормила своего мужа». Веды также описывают, что если муж дома, если он не где-то в путешествии, и жена находится дома, что если жена поест раньше, чем она накормила мужа, то она сготовила что-то, вместо того, чтобы сначала накормить мужа, а потом покушать, она сама сначала ест. То, говорится, что она лишается своего благочестия. Потому что она нарушает Закон Вселенной.
   Если вы нарушаете Законы Вселенной, вы сами от себя отрываете, не от него. Он-то может не страдает. Вы не выполняете свои обязанности — вы же и страдаете. Вы будете страдать. Но если женщина ест после того как его накормила, она прибавляет на своем счету, она получает благочестие. 
   Когда женщина в ведическом обществе выходит замуж, первое, что ей говорят, ей говорят: «чтобы тебя ни попросил муж, первые пять лет особенно, на все ты должна говорить «да», чтобы он тебя ни попросил. Тогда всю оставшуюся жизнь после этого, что бы ты ни попросила, он на все тебе будет говорить «да». И проблема женщин сейчас, у нас особенно, то, что 90% уже сейчас браков кончается разводами, только потому что первое, что на просьбу мужа они говорят: «а почему это я должна?». И потом это продолжается месяц, два, полгода, потом, потом мужчины думают «ну зачем мне такая нужна вообще?».
   Мужчина будет оказывать покровительство тем, кто занимает смиренное положение, кто уважает его. Если даже женщина, по крайней мере даже искусственно, внешне проявляет это почтение, уважение, то, что она по крайней мере проявляет это, что стала слушаться мужа или пытается как-то ему служить, исполнять его желания. И следующее качество, которое будет за этим уважением — то, что он будет уважать её интересы. «Что тебе, дорогая, подарить? Чего тебе нужно?» И следующее проявление уважения с его стороны по отношению к ней, следующий шаг, который обязательно будет.

 Женское Начало не имеет границ, оно бездонно и бескрайне. Поэтому женщине дано преимущество быть бесконечно разнообразной. Но если осознать «место своей силы», где природная специфика проявляется лучше всего, на неё можно осознанно опереться.
   Сила женщины – в её мудрости. Мудрость приходит не из головы, она идёт из сердца. Мудрая женщина – это любящая женщина. Мудрая женщина не воюет, она следует своей природе - дарит мужчине свою женственность и свою Любовь.

Источник http://krishna-mariupol.org.ua/,  audioveda.ru/audios/3785